Покраска деталей после 3D-печати

Несмотря на бурное развитие технологий и непрекращаемое улучшение 3D-принтеров, не каждую деталь вышедшую со станка можно считать готовой продукцией. Мы все прекрасно должны понимать, что такое высота слоя или точность позиционирования экструдера.

В соответствии с техническим заданием заказчика или невозможностью использования естественно-шероховатой детали, помимо глянцевания, мы используем покраску. Данный метод так же подойдет тем, кто хочет получить деталь в цвете, но использование гипсовой 3D-печати не удовлетворяет требованием прочности

Автоэмаль.

Начну с самого простого, но самого распространенного метода — покраска автоэмалью. Этот вид покраски хорош тем, что есть возможность использовать практически все виды пластиков. Данным методом можно легко избавиться от швов и стыков после процесса спайки. Красить можно неподготовленную поверхность после трехмерной печати, как на фото ниже:

 

Так и поверхность после обработки (фото ниже). Обработка стандартная: шпаклевка, несколько слоев грунтовки, слои самой краски и, соответственно, лак — матовый или глянцевый, смотря, что хотим получить на выходе.

В этом виде покраски, как и в следующем, используются краскопульт и аэрограф.  Последний позволяет наносить автоэмаль с точностью ручной кисточки.

Грамотное совмещение краскопульта и аэрографа позволяет наносить очень сложные рисунки. Как пример, опишу ниже наш процесс подготовки награждений для соревнований в киберспорте (Кубок губернатора московской области по киберспорту).

Печать на 3D-принтере с большой областью построения.

Фото, что напечаталось.

Обработка поверхности и покраска.

Стоит отметить, что губернатор Московской области — Андрей Юрьевич Воробьёв лично расписался на подарках.

Ручная роспись.

На примере покраски статуэтки (фото ниже), высотой 50 см, можно наблюдать точность и четкость всех линий. Статуэтка была распечатана с высотой слоя 0,2 мм. Однако, как можно увидеть от слоев не осталось и следа, а лак дает ощущение глубины.

Оксид серебра.

Теперь переходим к дорогому виду покраски — оксидированием серебром. По сути, как и в случае с покраской автоэмалью, можно использовать практически любые материалы. Самое главное условие непроницаемость, поэтому, печатая с маленьким заполнением, необходимо устанавливать толстую стенку. На выходе получаются детали, качества молдингов или шильдов на автомобилях. Самое интересное, что можно красить детали без ограничений в размерах. На примере одного из заказов для дизайнеров-скульпторов:

Отпечатываем детали PLA пластиком.

В отличие от покраски автоэмалью, оксидирование нуждается в очень скрупулезной обработке поверхности в покраске. Любая минимальная неровность будет проявляться на полузеркальной поверхности. Чтобы было меньше работы с обработкой, самое лучшее, это задать изначально качественную печать. После оксидирования на выходе мы получаем примерно следующее:

Своим клиентам вместе с деталями после оксидирования мы отдаем еще «паталь». Не дай Бог где-то ударят или поцарапают, можно будет частично заделать.

Травление.

В случае с полиамидом ситуация следующая: сам полиамид в печати имеет только белый цвет. Чтобы придать готовой детали желаемый цвет необходимо ее протравить в спец. растворе. Краска въедается в деталь примерно на 1 мм в глубину. Это надо иметь ввиду, если деталь будет работать в режиме трения. В таком же режиме красится фотополиер, только раствор и режимы там отличаются. Каким то специальным образом обрабатывать детали не требуется.

UV-печать

Идеальное решение, когда необходимо нанести точный рисунок. Поверхность значения не имеет. Я скажу больше. Чем хуже поверхность, чем лучше прилипнет. Это мы поняли из практики. Например печать ляжет на фанеру лучше, чем на отполированную поверхность. Процесс не из дешевых, но с учетом скорости и качества имеет место быть. Фото примеров вы можете наблюдать ниже.

Аквапринт.

На мой взгляд самый удобный и достаточно быстрый способ. Аквапринт полностью повторяет данную ему поверхность. Поэтому стоит обрабатывать или нет зависит от детали и ТЗ. Примеры аквапечати после 3D-принтера Вы можете наблюдать ниже.

Теперь насчет стоимости. Тут расчет всегда индивидуальный. Не получиться посчитать как, например, 3D-печать, когда у нас количество кубиков соответствует стоимости. Необходимо учитывать очень много факторов. Стоимость наносимого материала, количество цветов, количество обработки и подготовки поверхности, время работы самого художника и т.п.

Отмечено ,